Тульский удел Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы

  В Карее в древней келии св. Саввы Сербского Типикарнице и находится особо почитаемая чудотворная икона Богородицы «Млекопитательница».
Именно в честь этой иконы освящен Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь в Туле.

К чудотворной иконе Божией Матери «Млекопитательница» обращаются за помощью кормящие матери. Но эта икона – великая поддержка и для всех нас. Подобно тому, как Божественного Младенца питала Матерь Божия своим молоком, так и нас всех, православных христиан, чающих от Господа помощи и утешения, питает Небесная Царица благодатию, помощью, заступничеством Своим и помогает нам беспреткновенно войти в Царствие Божие, спасти свои души в радость Господа и Матери Божией.

По преданию Хиландарского монастыря на Афоне, ранее икона «Млекопитательница» находилась в Лавре святого Саввы Освященного. Изображение лика Божией Матери и Ее Божественного Младенца на иконе «Млекопитательницы» выразительно, прекрасно и в строго-церковном стиле. Эта древняя икона является одним из лучших образцов византийской школы, столь редким в настоящую пору, и имеет богатую историю.

Икона связана с именем святого Саввы Освященного — основателя первой Лавре на Востоке лавры, расположенной некогда в Палестине в 18 верстах от Иерусалима.

Савва Освященный перед своим исходом из жизни временной пророчески говорил братьям, что со временем посетит его лавру царственный паломник из Сербии, также именем Савва, которому должна будет дарована в благословение икона Богородицы «Млекопитательница».

Святой Савва Освященный с миром отошел ко Господу в шестом веке, в царствование Юстиниана Великого. Более шести столетий с той поры пронеслось над его лаврой. Икона «Млекопитательница» неподвижно стояла на своем месте, ожидая исполнения святого пророчества.

Наконец, в тринадцатом веке явился в Палестину святой Савва, архиепископ Сербский. Ему передано было пророческое завещание Саввы Освященного, и, вместе с чудотворной иконой Божией Матери, именуемой «Млекопитательницей», Лавра благословила его и иконою «Троеручица».

На обратном пути из Палестины в Сербию святой Савва Сербский посетил основанный им на Афоне монастырь Хиландар (кстати сказать, в Старом Русике, в первой древней русской обители, Савва и был пострижен в монахи).

Архиепископу Савве было в радость оставить на Святой Горе дар Святой Земли – икону Пресвятой Богородицы «Млекопитательница». Он поставил ее в принадлежащей Хиландару каливе в столице Афона Карее, которую построил в надежде окончить в ней свое земное странствие, но промысл Божий направил его в Сербию, где он был епископом. Святитель Савва оставил для своего скита и особый устав «Типик», по которому она получила название «Типикарница».

Скажем подробнее, что такое калива, назвав формы поселения обитатели Афона, которые разделяются на несколько групп.

1. Живущие в монастырях - штатные и общежительные. В штатных монастырях иноческая жизнь не стеснена. Богослужение совершается, конечно, везде по строгому уставу, но в самой жизни иноков такого монастыря допускаются кое-какие послабления. Иноки там получают содержание. Трапеза общая бывает только в праздники; инок имеет своих учеников; управление такого монастыря находится в руках эпитропов - соборных старцев, избираемых на один год.

Таких штатных монастырей на Афоне девять. Прочие одиннадцать монастырей являются общежительными. Тут все общее: послушание, одежда, обувь, трапеза. Жизнь тут значительно строже, так как братия ответственна перед игуменом.

По национальностям монастыри разделяются следующим образом: 17 греческих, 1 русский, 1 сербский, 1 болгарский.

2. Второй формой поселения являются скиты. Скит представляет собою небольшой монастырь, имеющий свой храм, но подчиняющийся тому монастырю, на земле которого находится скит. Скиты бывают общежительные и частные. Они управляются архимандритами.

3. Келлии - своего рода маленькие монастырьки, управляемые старцами настоятелями. Тут живет обычно 2 - 12 монахов, подчиненных монастырю. Насельников келлий связывает обычно общность интересов - духовных и житейских.

4. Каливы - небольшое помещение, в котором живет 2-3 человека. Они посещают храм близ лежащего скита или келии. Эти люди занимаются обычно ремеслами и обработкой земли.

5. Кавиоты - бедные, нищие монахи, живущие в неприступных горах в шалашах. Это - отшельники в полном смысле слова - на подобие отшельников первых веков христианства.

Чудотворная икона «Млекопитательница», вопреки всеобщей традиции Восточной Церкви, была поставлена архиепископом Саввой в иконостасе не по левую, а по правую сторону от Царских врат. По краям одежды Богоматери, изображенной на ней, начертаны греческие слова. Это тропарь. В славянском переводе он помещается на левой стороны одеяния Божией Матери: «Радуйся, Владычице, жизни нашей Питательнице, млеком своим Господа, яко Младенца, питавшая!».

Во время посещения Афона русским паломникам не раз посчастливилось бывать в Карее и заходить в сербский скит, где главной святыней является икона Матери Божией «Млекопитательница». Там всего один иеромонах и два послушника. Иеромонах настолько дружелюбно встречает русских, что все чувствуют себя как дома. Он угощает русских гостей чаем, лукумом, дает каждому по подарку. А главный подарок там – это, конечно, икона «Млекопитательница». Паломники прикладываются и к другим святыням, их там достаточное количество, несмотря на очень небольшой размер храма.

Из рассказа священника Михаила Сокрутова, клирика церкви Пресвятой Троицы (Щурово):
«Когда афонский иеромонах узнал, что мы русские, его радости не было предела. Он очень долго и оживленно рассказывал нам по-русски с небольшим акцентом об этой иконе, о ее истории и о Сербии, которая в то время еще была разрушена после бомбардировок НАТО, после долгой, ожесточенной войны. Очень радовался, что есть еще русские братья, которые молятся за Сербию и помогают этой маленькой стране выстоять в Православии, не оставив свою веру. Он подарил нам небольшие иконы Царской семьи. Особая любовь у сербского народа к царю-освободителю Николаю II, потому что он единственный заступился за малую Сербию, братскую для всего русского народа. Проведя там короткое время, мы надолго запомнили этот малый храм и чудесную икону Матери Божией «Млекопитательница». Очень проникновенный взгляд Матери Божией на этой иконе. Кажется, что она смотрит на каждого из нас и ждет от нас твердой веры и усердия. А Она всегда готова нам помогать и питать нас всем, что нужно, для того чтобы мы твердо шли к Царствию Небесному, исполняя волю Божественного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа».

Карея – административный центр монашеской республики на Святой Горе Афон, единственный на Афоне городок. Карея (или Кариес) находится в центре полуострова, на северо-восточном склоне Святой Горы Афон. В городе всего одна улица и несколько переулков. Слово «карея» означает «орех», что оправдывается самой местностью, где растет много орешника.

Первоначально здесь селились схимники, давшие обет безмолвия; в тот период Карея имела статус Лавры келий. В настоящее время в городе имеются подворья (конаки) 19 из 20 афонских монастырей, в которых живут представители этих обителей в Киноте – органе управления Афоном.

Помимо подворий в Карее располагаются около 80 келий, насельники которых занимаются ремеслами. Из немногочисленных светских лиц здесь представлены греческий губернатор, полицейские, персонал медпункта и др.

Соборный храм Кареи – Успения Пресвятой Богородицы. Он является древнейшим на Афоне, по преданию основан в 335 году Константином Великим. В Х веке был восстановлен после пожара усердиями императора Никифора Фоки. В XIII веке Собор пострадал от каталонцев и снова был восстановлен болгарскими царями; здесь сохранились фрески XIV века. В алтаре находится святыня Кареи - чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть», имеется чудотворная икона Спасителя. В Карее в древней келии св. Саввы Сербского Типикарнице и находится особо почитаемая чудотворная икона Богородицы «Млекопитательница».

Именно в честь этой иконы освящен Богородичный Щегловский мужской монастырь в Туле. В историческом очерке о Богородичном общежительном мужском монастыре известный богослов и тульский краевед Николай Иванович Троицкий писал, как в половине XIX столетия в боголюбивой душе одного «неизвестного благотворителя», жившего в Москве, таинственно зародилась мысль совершить истинно доброе и богоугодное дело, но не простой и заурядной благотворительности, а построить какое-либо учреждение или сооружение, отвечающее потребностям общества, хотя бы оно потребовало весьма больших средств и трудов.

Тогда этому истинному христолюбцу Господь посылает одного безызвестного инока, который подсказывает ему, что граждане многолюдной Тулы, доселе скорбящие об упразднении у них обители (в честь Иоанна Предтечи), сердечно желают восстановить древнюю обитель или, вместо нее, основать новую.

И вот, к утешению граждан Господь приводит в исполнение мысль «неизвестного благотворителя из Москвы», и близ г. Тулы, на восточной ее стороне (где обитают коренные насельники города), устрояется обитель иноческая, - на том месте, где этого дотоле никто не мог и предполагать.

Обитель устроена по желанию тульских граждан, но, сверх чаяния их, вне города, под вековечным лесом – сторожевой Щегловской засекой на том, которое, быть может, уже ни для кого и ни для чего более не потребуется, а потому и св. обитель на сем месте будет уже во веки неприкосновенна!

И кто бы мог предусмотреть совершившееся на сем месте превращение? Там, где слышались только шум и треск необозримого леса, вой зверей и грай диких птиц, гул осеннего ветра и стоны зимней вьюги-непогоды, или, по временам, носились в воздухе дикие вопли разгулявшегося буйного рабочего люда, которым скученно населена прилегающая сюда часть города, - здесь теперь, в тихий час полночи, раздаются звуки священного благовеста, - здесь в «спасительную ночь Воскресения Христова» озаряется молчаливая окрестность ярким светом Пасхального праздника, - здесь теперь в каждое глубокое утро, из среды светильников храма, как бы с высоты светил тверди небесной, слышится умилительная Ангельская песнь: «Слава в вышних Богу и на земли мир!»

Сюда теперь, презирая бури и вьюги, несут свои сердечные молитвенные слезы беспомощные вдовы и сироты и обильно проливают их здесь пред кротким Лицом Млекопитательницы-Богородицы, «Заступницы усердной рода христианского…»

Но так именно угодно было Господу-Промыслителю: где была пустыня, там рукою верного раба своего Он насадил цветущую обитель Пресвятой Богоматери.

И «процвела есть пустыня, яко крил, Господи!» - Так Господь приводит благие начинания человеческих дел из небытия в бытие.

Все время, как устроялась св. обитель Богородицы, неизвестный благотворитель и строитель ея» отавался «неизвестным». А когда она устроилась, то Богу угодно было не только сделать известным его имя, но и явить православному народу его самого.

И вот, дотоле «неизвестный» благотворитель, коренной житель первопрестольной Москвы, любящий ее беззаветно, тем не менее переселяется в Тулу на «безвозвратное жительство» в свою обитель и здесь действительно находит себе «место вечного упокоения».

Теперь всем ведомом, что этот муж-благотворитель, сей избранник Божий, вечно-достопамятный для граждан г. Тулы, есть схимонах Варсонофий. Теперь его знают и чтут его память умильным поклонением пред его могилой.

И да будет так! – Господь Сам сказал еще древнему первосвященнику Илию: «Токмо прославляющыя Мя прославлю, и уничижай Мя безчестен будет» (1 Цар. гл. 2, ст. 30).

В России «Млекопитательница» является иконой весьма редкой, хотя в 1860 году её список с Афона был послан в Курскую губернию и скоро обрел чудотворную силу. Обретение другой российской «Млекопитательницы» состоялось в 1650 году — ее обнаружили на высоком дереве в урочище Крестогорске в двадцати верстах от города Минска. Именно на этом месте был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, она помогала при избавлении от различных бед и недугов, спасала людей во время нашествия шведов.

Икона редкая и мало распространенная в списках. Помещается образ над царскими вратами и посредством особого механизма спускается вниз для того, чтобы богомольцы могли к нему приложиться. Как в древности, так и поныне, от иконы Божией матери «Млекопитательница» совершаются многочисленные чудеса. Почему главный храм Щегловской обители освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница»? Точного ответа историки не дают, видимо, это было глубоко тайным движением души храмоздателя Василия Макарухина. Но мотивы такого движения очевидны, они обнаруживаются из нескольких обстоятельств.

Из очерка Николай Ивановича Троицкого ясно, что назвать Щегловскую обитель Богородичной было горячим желанием духовника отца Никандра. Троицкий приводит строки из письма очевидца и участника освящения храма Михаила Михайловича Струкова: «…а его (то есть иеромонаха Никандра) было желание и назвать монастырь «Богородичен».

По данным православного историка В. Яций, прихожанина храма Ильинского подворья в Одессе, «один из главнейших чудотворных списков находится в скиту святого пророка Илии на Афоне. По преданию, это благословение схимонаха Ильинского скита Игнатия. Сей схимонах Игнатий был послан в 1848 году в Россию для сбора пожертвований в пользу обители, причем настоятель Ильинского скита отец Паисий благословил его в путь именно с этой иконой. В Харькове от сей иконы последовало первое чудо — поражение обеих рук поправлявшего без должного благоговения ее киот столяра и чудесное исцеление его после совершения молебного пения перед сею иконою. За сим чудом последовало множество других: в Ельце, Задонске, ТУЛЕ, Москве и других городах. Икона эта усердием богомольцев украшена сребро-позлащенною ризою и дорогими разноцветными камнями. На задней стороне иконы, на серебряной доске, вырезаны описания чудес, бывших от сей иконы».

И отец Никандр, и Василий Иванович Макарухин знали об этих чудотворениях, так как оба в это время жили в Москве. Еще в феврале 1836 года иеромонах Никандр, в миру Николай Васильевич Кондрашев, был пострижен в монахи в Высокопетровском монастыре. Затем в марте этого же года рукоположен в иеродиаконы в Чудовом монастыре, а затем в иеромонахи. Он был ризничным монастыря и прожил здесь восемнадцать лет. Значит, отец Никандр был живым свидетелем чудотворений от иконы Богородицы «Млекопитательница», которая путешествовала в это время (1848 г. ) по России.

Василию Ивановичу Макарухину было в это время 43 года. Он жил с матерью в родительском доме и занимался делом своих дедов и отцов – производством разных церковных предметов, необходимых при богослужениях. «Все время до выезда в Тулу (в 1864 году), - пишет Н.И. Троицкий, - отец Никандр был духовником у В. И. Макарухина». Желание духовного отца и его духовного чада в стремлении назвать монастырь «Богородичен» совпадали. Василий Иванович Макарухин наверняка знал о путешествии в 1848 году в Россию святого образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» и, конечно, не преминул поклониться ей во время пребывания иконы в одном из монастырей Москвы.

Он не мог пропустить такой важный момент в духовной жизни Русской Православной Церкви, так как был паломником по призванию. Троицкий пишет, что «Василий Иванович посетил очень многие обители».

Тому свидетельством и отличное дополнение библиотеки Василия Ивановича Макарухина: собранная им и значительно содержательная коллекция снимков с художественных произведений и рисунков разного рода видов церквей, монастырей, замечательных святынь и так далее, - фотографированных, литографированных, гравиврованных и пр. Между ними некоторые замечательны или по исполнению, или по давности и редкости.

Коллекция эта собрана постепенно: рисунки приобретались, едва ли не большею частию, при личном посещении монастырей. Василий Иванович, посещая тот или иной монастырь, любил приобретать на память о нем описание его и изображение его храмов, общего вида или отдельных святынь. В его собрании находятся виды всех более или менее известных монастырей русских. Кроме того, есть виды обителей болгарских и особенно афонских: рисунки этих обителей и т.п. приносились Василию Ивановичу в дар разными лицами, знавшими его любовь к рисункам священных предметов и достопамятностей. В его келии сохранилось немало икон, и все они в чисто православном духе и по сюжетам, и по стилю иконографии. Между ними есть и сравнительно древние, по письму и окладам XVIII-го и даже XVII веков.

Все это решительно свидетельствует о том, что Василий Иванович Макарухин знал о такой святыне, как чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» и поклонялся ему.

Более того, в то время в обществе было общим умилительное поклонение как образу «Млекопитательница», так и образу Божией Матери «Целительница», имеющих сходство иконописных сюжетов. Это всеобщее поклонение отразил в своих произведениях духовный поэт Федор Глинка, современник Василия Макарухина.

Исусствоведы сообщают, что «образ Богородицы привлекал Ф. Глинку не только своей таинственностью и чудотворностью, как светлое и спасительное явление духовно-церковного опыта, но и с религиозно-исторической точки зрения. На протяжении всей своей жизни поэт собирал факты, как библейско-канонические, так и апокрифические, относящиеся к земной жизни Пресвятой Богородицы. В результате этого поистине подвижнического, кропотливого труда возникла религиозная поэма «Таинственная Капля», в которой библейская основа и прямое цитирование из Священного Писания сочетаются с преданиями, бытующими в фольклорном творчестве».

В сюжетный центр своего лиро-эпического сочинения Ф.Н. Глинка поместил апокрифическое сказание, распространенное среди христиан разных стран, о том, как Пресвятая Мария чудодейственно своим грудным молоком вернула к жизни младенца, умиравшего в семье разбойника, который захватил святое семейство на пути в Египет.

Во время бегства Пресвятой Девы с Предвечным Младенцем и св. Иосифом в Египет в пустынном месте разбойники напали на них и взяли их в плен. В это время на руках жены разбойника изнывал в предсмертных судорогах ребенок.

Долго смотрела жена разбойника на Младенца Христа и Пресвятую Деву и, наконец, сказала:
– Жена! Тих и прекрасен Твой Младенец, должно быть, здоровое у Тебя молоко. Дай хоть каплю его моему больному ребенку: может быть, он исцелится и ему станет легче.

Пресвятая Дева взяла на Свои руки больного ребенка, и, едва прикоснулась к его устам капля целебного млека Ее, он ожил, и здоровье вернулось к нему.

Изумленные этим чудесным исцелением разбойники не стали более удерживать святых путников и отпустили их с миром.

Известный духовный поэт Феодор Глинка посвятил этому преданию целую поэму в двух частях.

В специальном издании, посвященном этому апокрифическому сюжету библейской старины, указывалось: «Предание о таинственной капле относится ко времени бегства Св. Семейства в Египет. На славянском языке оно подробно изложено в четвертой главе книги Иоанникия Голятовского «Небо Новое» (первое издание его появилось во Львове в 1665 году. Ср. также «Киевскую старину», 1887, № 11, с. 453).

В предисловии к своей поэме автор Ф. Глинка показал, что круг источников его сочинения значительно шире: «Содержание «Таинственной Капли» взято из древней легенды, сохранившейся в хрониках Средних веков, в семейных рассказах и в памяти христианских народов. В старинных сборниках – под заглавием Цветников, – писанных у нас еще во время царя Михаила Феодоровича, между сказаниями об Иуде-предателе и другими, помещено сказание и о Капле. Это сказание, перешедшее с Востока на Запад, – из Палестины в Европу, повторяется и в нашем народе, преимущественно в Малороссии, где (в тех местах, где еще уцелело старое доброе время), накануне праздника Рождества, старики рассказывают молодым легенду о чудотворной Таинственной капле.

Вера в млеко Пресвятыя Девы вполне приемлется нашей Церковию. В кресте, пожалованном царем Михаилом Феодоровичем боярину Измайлову, вместе с частицами мощей разных угодников, положено и млеко Пресвятыя Девы Богородицы.

Образ целения пречистым млеком явственно изображен и в чудотворной иконе, называемой Богородицы–Целительницы, имеющей много прибежников, в Москве, в Алексеевском монастыре. На иконе представлен страждущий ребенок, которого Пресвятая Дева целит млеком персей своих.

«На Афонской горе чествуется Богородица–Млекопитательница, а в России более известна Богородица–Целительница», делает вывод историк.

Василий Иванович Макарухин решил внести свою лепту в поклонение святому образу Богородицы-Млекопитательницы». Когда появилась в нем решимость назвать новую обитель в честь этой иконы, никому неведомо – это есть тайное движение его сердца в ответ на чудо Богообщения: на призыв Господа Бога нашего Иисуса Христа прославить Его Матерь – призыв, прозвучавший в сердце «тихим веянием ветра», услышанным духовным чадом отца Никандра.

Нам известно лишь то, что написано на самой иконе Богородицы «Млекопитательница», помещенной в главном храме обители (после его освящения) к северу от царских врат: «Сей святый образ написан и образ устроен в Москве в город Тулу во вновь устроенный мужеский монастырь, что в Щеглове 1859 года июня 29 дня».

Получается, что икона написана за пять лет до освящения главного храма обители во имя Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы. А это освящение произошло 8 сентября 1864 года.

«Таинственно-зачатая от Бога, Таинственно-зачавшая Его, Приявшая Огонь без опаленья, Она – вина всемирного спасенья; Она – вместившая второе небо И проводившая на землю Бога; В земных строках, чистейший свиток Божий, В котором Бог вписал все небо Словом, Питавшая своим млеком чистейшим Того, Кто мир Своим питает Духом…»

Празднование образу Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы» совершается при Карейской келлии в день памяти святителя Саввы Сербского, 12 января (25 января по н. ст.).

Царица Небесная благоволила кроме сей иконы прославить еще несколько копий с нее. Один из главнейших чудотворных списков находится в скиту святого пророка Илии на Афоне. Время и место написания этой святой иконы неизвестно. По преданию, она принадлежала некоему подвижнику, который благословил ею другого афонского подвижника — Онисима, подвизавшегося на месте, называемом Юхтадика; а сей последний благословил ею своего спостника и сотаинника по духовной жизни схимонаха Ильинского скита Игнатия. Сей схимонах Игнатий был послан в 1848 году в Россию для сбора пожертвований в пользу обители, причем настоятель Ильинского скита отец Паисий благословил его в путь именно этой иконой. В Харькове от сей иконы последовало первое чудо — поражение обеих рук поправлявшего без должного благоговения ее киот столяра и чудесное исцеление его после совершения молебного пения перед сею иконою. За сим чудом последовало множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве и других городах. Икона эта усердием богомольцев украшена сребро-позлащенною ризою и дорогими разноцветными камнями. На задней стороне иконы, на серебряной доске, вырезаны описания чудес, бывших от сей иконы.

Другие наиболее известные чудотворные списки иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы» находятся в Москве и Одессе. Их история связана с именем преподобного Гавриила Афонского.

В главном приделе Богоявленского собора г. Москвы имеется икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память 2-месячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год». Внизу сей иконы, справа (от фигуры Богоматери) овальное изображение святителя Николая Чудотворца, а слева — такое же изображение святого пророка Иоанна Предтечи; Корону на главе Пресвятой Богородицы Девы поддерживают коленопреклоненные Ангелы.

Преподобный Гавриил Афонский родился 8 января 1849 года в Киевской губернии. В 12 лет осиротел. Монашеский постриг он принял в 1869 году в Свято-Ильинском скиту на Святой Горе Афон, в 1876 году был рукоположен в иеромонаха. В 1887 году Богу угодно было вверить Гавриилу управление Свято-Ильинским скитом. В 1891 году он был возведен в сан архимандрита.

Много заботился преподобный Гавриил о паломниках, отправлявшихся из Отечества в Святую землю и на Афон. В 1894-1896 годах на Ильинском подворье в Одессе он построил великолепный трехпрестольный храм в византийском стиле. 22 декабря 1896 года Высокопреосвященным Иустином, архиепископом Херсонским и Одесским, в сослужении преосвященного Тихона, епископа Елисаветградского и настоятеля скита архимандрита Гавриила было совершено освящение главного престола во имя чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница». В храме находились следующие святыни, привезенные преподобным Гавриилом: 1) чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница»; 2) крестовидная часть древа Животворящего Креста Господня; 3) левая стопа апостола Андрея Первозванного. Ныне эти святыни находятся в Свято-Успенском одесском мужском монастыре.

22 июля 1994 года в храме обретены нетленные мощи преподобного Гавриила Афонского — в этот день в крестильном помещении над могилой угодника Божия исцелился бесноватый юноша.

По представлению Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского, Священный Синод рассмотрел рапорт о причислении архимандрита Гавриила к лику святых. 23 октября 1994 года в Свято-Ильинском соборе прошли торжества, посвященные прославлению преподобного Гавриила Афонского.

В 1995 году Ильинский приход преобразован в монастырь. Ныне главный престол Соборного храма Свято-Ильинского монастыря освящен во имя святого пророка Илии, правый придел — во имя чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница», левый придел — во имя Архангела Гавриила.

В настоящее время чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница», привезенная преподобным Гавриилом Афонским, находится в Свято-Успенском одесском мужском монастыре. На рамке иконы справа и слева расположены редчайшие святыни: часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богородицы.

Другой местночтимый образ Божией Матери «Млекопитательница» находится в Ильинском соборе. Недавно обретена и также находится в соборе аналойная икона Божией Матери «Млекопитательница» с надписью на обратной стороне самого преподобного Гавриила Афонского.




 Сведения о владельцах и авторских правах.
По вопросам, связанным с этим веб-узлом, обращайтесь по адресу [Почта проекта].

Hosted by uCoz