Адрес паломничества

Под омофором Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы

Единственный в России удел Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы - это основанный в ее честь Богородичный Щегловский мужской монастырь, что стоит на тульской земле, в старинном граде Туле. В его основании - святая тайна. В его учреждении - Божия воля и послушание этой воле истинно верующих людей. В его открытии после стольких лет поругания - итог покаянных слез уже в наши времена, названные вторым Крещением Руси: "Никто пусть не оплакивает согрешений: прощение возсияло из Гроба!"

Василий, сын Ивана

Святая тайна окутывает рождение будущего основателя и строителя Богородичного Щегловского монастыря. Мальчик с царским именем Василий родился в Москве 1805 года, июля 27-го дня. Крещен 30-го числа". Почему?..

Почему младенца Васеньку крестили на третий день после рождения, когда в России с давних пор крепка традиция крестить на сороковой день? Был слаб здоровьем... Родители не чаяли видеть его живым до наступления сорокового дня... Молились о его здравии Божией Матери.

Васенька был крещен и ожил!

Родители, конечно, говорили ему, что он жив только по Промыслу Божиему, по молитвам Пресвятой Богородице. Вася и сам с малых лет сердцем чувствовал, что ему хочется жить только в послушании воле Божией, в иных рамках было ему холодно и неуютно. Потому характером он был всегда кроток, тих, смирен и во всяком деле и слове вполне справедлив. Никогда никто не слышал от него слова неудовольствия. Его современники отмечают, что для родителей своих Василий Макарухин был примерным сыном: всегда и во всем покорен и почтителен, всегда трезвый, вина никогда не пил; при слабом всегда сложении он на советы докторов - пить немного вина, никогда не соглашался.

Глубоко было желание Василия иметь ясную голову и чистые помыслы, а вино могло увести его на тропинку непослушания и даже греха. Жизнь Василия была подобна жизни инока в миру: труд, укрепляемый благочестием, посещение богослужений, благодеяния. И неукоснительное следование трем добродетелям, основным в иноческой жизни - постоянная молитва, самоотверженная любовь к Богу и ближним, нестяжательность.

Это нашло отражение в его художественном творчестве. Историк Н. Троицкий упоминает о трех рисунках, сделанных рукой еще молодого Макарухина, они сохранились, как самые ему дорогие, и были целы еще до революции. Это изображение Пресвятой Богородицы с подписью "Величит душа моя Господа" (1822 г), рисунок самоубийства Иуды-предателя (1825 г.) и изображение Распятия Иисуса Христа в момент смерти, с подписью "Совершилось!" Изображения раскрывали духовную работу души Василия и отражали его стремление к постоянной молитве, целомудрию, самоотверженности. Среди многочисленных сокровищ он оставался иноком-бессребреником.

Поддержанию благочестивой настроенности служило дело его прадедов и отцов: производство церковных предметов - это были красивые, изящные подсвечники, паникадила, чаши, купели, украшенные рисунками на библейские сюжеты, а также кресты на церковных главах и яблоки под них. На все эти предметы с юных лет он сам делал чертежи и рисунки, и потому был для отца своего незаменимым художником и неутомимым мастером. Василию был дан талант от Бога - сверх меры, который он не закопал в землю, а развил и приумножил.

Паломник по призванию

Еще отцом, Иваном Макарухиным, было положено в сыне начало любви к святыням, посещению святых мест. Василий любил читать, знал житие святых мужей, это знание побуждало его посещать места их подвигов. Он стал паломником по призванию, историк Н. Троицкий пишет, что "Василий Иванович посетил многие обители"... Недаром в его библиотеке были иллюстрированные путеводители во святой град Иерусалим ко Гробу Господню, по Константинополю, святым местам Востока и на Синай, в его коллекции были виды очень многих монастырей русских, а также виды обителей болгарских и особенно афонских.

Особенно афонских! На Афон стремилась душа Василия, будущего святого Варсонофия, на Афоне ему виделась возможность достижения высоты духовного подвига. Стоит ли сомневаться, что он был там, дышал горным воздухом, беседовал со старцами и узнавал доселе неведомое: св. Савва Сербский (XII век), царственный паломник, что основал Хилендарский монастырь на Афоне, сделал это только после того, как по пророческому завещанию св. Саввы Освященного (VI век), ему были даны в Лавре на востоке близ Иордана в благословение иконы Пресвятой Богородицы "Млекопитательница" и "Троеручица". "Млекопитательница" была поставлена при Карейской келии в церкви. (Карея - административный центр Афона).

Не женщины-матери, кормящие грудью своих детей, не монахини - Христовы невесты, а строгие афонские монахи прославили икону Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы. И вложили в это прославление глубокий смысл: Божия Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас "чистым словесным молоком" Слова Божьего (1Петр.2.2), "дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой" (Евр.5.12).

Как еще лучше расскажешь людям о необходимости постижения "твердой пищи" Православия, как просто представить перед их взором образ Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы?! Где? Конечно, в святой обители, в мужском монастыре.

Историки отмечают, что "благотворительность Василия Макарухина издавна распространялась во все концы Отечества, преимущественно направляясь в монастыри". Он словно искал место, где в России будет прославлена икона Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы.

И он нашел это святое место... Любовь к Отечеству своему, к России, окрепла в нем в трудный 1812 год, когда французы заняли Москву. Василий вместе с отцом тогда направлялся в Каширу. По дороге их, мирных людей, и повстречали французы. Они разули отца, и отпустили босого по осенней холодной земле.

Кашира тогда входила в Тульскую губернию, здесь, на тульской земле и молились Макарухины, отец Иван и сын Василий, о спасении земли Русской, об освобождении Москвы - сердца России. И молитвы те были услышаны, но были они, конечно, не единичны, вся святая Русь молила Бога о победе православного народа над врагом.

Знал Василий Макарухин историю тульской земли, ведал об обретении единства народом во время Куликовской битвы, о значении тульских засек - засечных рубежей, за которые еще в древние годы не допускался враг. Осознавал он, что защита православного Отечества, Православия - особый крест тульщины. Он исходил эту землю своими ногами, видел красивейшие места - холмы, леса, реки, озера...

И переходили его мысли о земной брани к мыслям о брани духовной, о Церкви здесь на земле - воинствующей, к Церкви на Небесах - торжествующей... Виделось ему, что это одна дорога: духовное воинство здесь на земле стремится и с помощью святого войска Архангела Михаила достигает победы, полного торжества истинной Церкви.

Домостроительство иноческой души

Но прежде строительства монастыря Василий обратился к домостроительству своей души. Конечно, его начало было положено еще в детстве, но Василий понимал, что перед ним новый путь - постижение монашества, ангельского образа. Без этого могло не свершиться желаемое - создание обители.

"Как невозможно кораблю быть без кормчего и обучающемуся какому-либо искусству без мастера и учителя, так тем более невозможно приступающему к монашескому житию без искусного наставника спасти душу", - говорил преп. Иоанн Лествичник.

Не сразу выбрал себе духовника Василий Макарухин. Более тридцати лет прожил он на земле без духовного руководителя. И помогли ему в этом трудном деле собственная отзывчивость и чуткое внимание к нуждам ближних.

В Ярославле, где его рабочие золотили главы и кресты на церквах Спасо-Преображенского монастыря, Василий познакомился с Николаем Кондрашевым, помощником архиерейского ризничего, и тот удивил его высотой духа, своим умом и благоговейностью. Именно с помощью Макарухина Кондрашев переехал в Москву, в Высокопетровский монастырь, где был пострижен в монахи с именем Никандра.

В 1836 году его рукоположили в иеромонахи и перевели в Чудов монастырь. Через 18 лет митрополит Филарет перевел отца Никандра в Богоявленский монастырь и назначил его братским духовником.

Где-то в эти годы и попросил Василий Макарухин отца Никандра стать его духовным отцом. И при полном послушании ему возрастал в духовной жизни. А когда окончательно созрело в нем решение направить все свои средства, накопленные благочестивым трудом, на строительство мужской обители - а капитал был уже изрядный - он пришел к отцу Никандру и со всем простосердечием открылся ему, что имеет большое состояние, желал бы употребить его на истинно доброе и немалое дело.

Василий Иванович в этом большом богоугодном деле хотел не проявлять своей воли, а только подчиниться воле Божией и Божиему Промыслу. Он ждал, что скажет его духовник, чтобы явить послушание и выполнить его наставления.

Старец сердечно отнесся к этому заявлению боголюбивого простеца и повел с ним беседу об основании святой обители там, где она была утрачена - а именно в Туле. По происхождению отец Никандр был туляком, он знал о желании тульских граждан, их слезных молитвах к Богу о восстановлении здесь мужского монастыря, упраздненного при создании на его месте архиерейской кафедры, архиерейского дома.

Бывший здесь ранее мужской Предтечев монастырь в свое время построили в честь героического отражения со стен Тульского кремля нападений войск крымского хана Девлет-Гирея. Весьма малочисленные и плохо вооруженные туляки заперлись в Тульском кремле, отразили приступ татар. Символически они отразили наступление ислама и - в который уже раз! - защитили Православие.

В летописи об этом сказано: "Божиею милостию и Пречистыя Его Матери и чудотворец русских вниде в него (Девлет-Гирея) страх и убояся велми, и стоя три дни, не дождавшись люди из загонов (отрядов, разосланных по окрестностям), и великим страхом побежа".

Поверил Василий Иванович, что в подлинно святом месте будет создана новая обитель - эта земля защищена "Божию милостию и Пречистыя Его Матери" и святых Чудотворцев.

Он был укреплен в своем решении, когда в 1848 году в Россию прибыла икона Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы из скита святого пророка Илии на Афоне - список с чудотворной иконы, что хранится в Карейской келии. Два месяца она пребывала в Богоявленском соборе, тогда были совершены в Москве чудеса исцеления по молитве перед ней, а также потом в городах ТУЛЕ, Задонске, Ельце и других.

Безмолвно стоял святым образом в Богоявленском соборе Василий Макарухин, отдавал земные поклоны, молился. Скрыто от нас, какая духовная помощь была явлена тогда Василию, но в том, что чудесное явление было, нет сомнений - вскоре после этого была заказана икона для нового монастыря в честь Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы.

История создания обители

Не проста история создания новой мужской обители.

Даты таковы: в мае 1860 года был заложен храм на средства неизвестного тулякам благотворителя, в сентябре 1864 года построен и освящен в честь иконы Божией Матери "Млекопитательница".

Василий Макарухин не поехал на освящение храма, он следовал принципу, чтобы "левая рука не знала", какие благодеяния "творит правая рука".

В мае 1865 года было принято решение тульского городского общества ходатайствовать в надлежащем порядке об устроении Богородичного монастыря в Щеглове, на месте Щегловской засеки. В одно время с этим последовало и ходатайство В. И. Макарухина, через иеромонаха Никандра, при чем прямо и определенно в этом ходатайстве говорилось о финансовом обеспечении деятельности Щегловского монастыря.

В следующем году последовало новое ходатайство от граждан об основании монастыря в память о чудесном спасении жизни Государя императора Александра II от покушения на него 4 апреля 1866 года.

Перед Священным Синодом хлопотал преосвященный Никандр, архиепископ Тульский (тезоименинник иеромонаху Никандру) об учреждении близ Тулы мужского монастыря с училищем при нем в память чудесного избавления Государя.

В мае 1868 года Синод просил изволения Государя на это, в июне 1868 года Государь император высочайше соизволил утвердить определение Св. Синода об учреждении Богородичного Щегловского монастыря, собственноручно написав на решении Св. Синода: "Согласен и благодарит".

Царской семьей в знак милости и благодарности был послан в новый монастырь список с иконы Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы, что хранится в Карейской келии.

Скоро исполнится 150 лет со дня основания, закладки центрального храма в честь Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы, единственного в России, и 140 лет со дня учреждения Богородичного Щегловского мужского монастыря, названного так по имени центрального храма, и потому тоже единственного в России.

Формирование духовной жизни

В устроении духовной жизни новому монастырю помогли Русский на Афоне монастырь и Глинская пустынь. С Афона были посланы святыни, удостоверенные надлежащей дарственной грамотой Афонского Протата - части Животворящего древа Креста Господня, камня от Гроба Господня, частицы св. мощей Великомученика Пантелеимона Целителя (потому позже обитель была именована и Пантелеимоновой) и преподобных мучеников Игнатия, Акакия и Евфимия.

А Глинская пустынь прислала иноков и иеромонахов, учеников Глинских старцев, их коих некоторые были настоятелями. Присутствие в Богородичном Щегловском мужском монастыре иеромонахов Глинской пустыни было благоприятным для формирования в нем духовной жизни.

В те годы XIX столетия особенно выделялась среди других обителей Глинская пустынь, наряду с Оптиной, процветавшим в ней старчеством. Иеромонахи Глинской обители принесли на тульскую землю дух старчества, они духовно окормляли страждущих, и монастырь по праву считался духовным центром. Шли сюда и ехали со всей России.

Особенно был известен праведной жизнью, чудотворениями и силой молитвы старец Дометиан, в схиме Серафим Щегловский. Люди приезжали в монастырь сотнями, дожидались от него слова утешения. И он, бывало, несколько часов шел из храма до своей келии, останавливаясь возле каждого, выслушивая нужду и просьбу о молитве, переходя к следующему страждущему.

Похоронен старец Дометиан под папертью храма Млекопитательницы, согласно его завещанию, чтобы и после смерти его попирали ногами - "за грехи", по его же словам. Вот так были смиренны подлинные старцы. Предание о том хранится в наши дни почти что в тайне, в монастыре не рассказывается о том во всеуслышание.

Василий Макарухин тоже находил в старце Дометиане поддержку и утешение. В 1879 году переехал он насовсем из Москвы в Щегловский монастырь, вел молитвенную жизнь, неукоснительно посещал богослужения. Он любил молиться уединенно при тусклом свете лампады и, стоя на молитве, как будто не хотел замечать и самого себя.

Весной 1890 года Василий Иванович решается принять ангельский образ - постригается в монахи. А через два часа он воспринимает схиму - священное знамя духовной битвы. Новопостриженному схимонаху дано имя Варсонофий в честь Варсонофия Великого.

Теперь всей душой оставив мир и всей душой обратившись к Небу, схимонах Варсонофий всецело отдавался молитве. Он принимал только духовную пищу: ежедневно после ранней литургии схимонах Варсонофий приобщался Святых Христовых Таин, после сего выпивал одну чашку чая с просфорой.

За несколько дней до своей смерти он явно видел своего Ангела Хранителя, был благодарен ему за помощь, так как был слаб и держался на ногах только благодаря поддержке своего Ангела.

26 апреля (9 мая по новому стилю) 1890 года в 1 час 30 минут ночи схимонах Варсонофий тихо и блаженно почил о Господе. Тело его положено в нижней церкви соборного храма в честь Пресвятой-Богородицы-Млекопитательницы - под алтарем северного придела, посвященного имени св. Василия Блаженного.

Дух Божий живет в Церкви и в наши дни

С тех пор утекло много воды... В трудные 20-ые годы ХХ столетия монастырь был закрыт. А открыт вновь он был в год 100-летия со дня смерти схимонаха Варсонофия - в июле 1990 года, верно, по его молитвам и заступничеству перед Господом. Правда, сначала как женская обитель, но спустя 10 лет была восстановлена историческая справедливость, Щегловский монастырь стал мужским.

Его наместником является архимандрит Клавдиан, бывший до этого послушником Курской пустыни, а потом монахом, дьяконом, иеромонахом Киево-Печерской Лавры, экономом Киевской семинарии, иеромонахом и экономом Сумской епархии, наместником одного из монастырей Урала, настоятелем храма г. Ясногорска Тульской области.

Выпускник Киевской семинарии и академии, он соединил в своей деятельности ученое знание богословия и молитвенную практику, воспринятую им у старцев Курской обители. Потому успешно формируется духовная жизнь вновь открытого Щегловского мужского монастыря.

Сохранились и восстановлены храмы Щегловской обители, сохранены святыни - две старинные иконы Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы: список с чудотворной, что хранится в Карейской келии, и список со святого образа, заказанного Василием Макарухиным для устрояемой им обители. По молитвам перед этими святыми образами совершаются исцеления, в Богородичном Щегловском мужском монастыре ведется летопись этим чудотворениям. Святой Дух и в наши дни живет в святой обители.

Не поруганы захоронения схимонаха Варсонофия и старца Дометиана, в схиме Серафима Щегловского. Схимонах Варсонофий лет пять тому назад был прославлен по решению Священного Синода как местно чтимый святой в соборе тульских святых.

Паломники - наши современники, поклоняются ему: "Блажени живущие и умирающие о Господе!" Икона святого Варсонофия Щегловского хранится в монастырском храме св. Никандра Псковского.

Здешние иеромонахи молоды, много трудятся, ведут миссионерскую и подвижническую деятельность, окормляют страждущих не только в самом монастыре, но и в нескольких больницах. Преподают богословие, историю Церкви и экономику прихода в Тульской духовной семинарии, помогают детям воскресной школы и ближайших детских садов познавать Православие.

Неотступно с нами чудотворцы

Как в старые времена, описанные в летописи, неотступно с монастырем "Божия милость и Пречистыя Его Матерь и чудотворцы".

В день первого богослужения в храме в честь Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы архимандрит Клавдиан сказал в проповеди, что в этот самый знаменательный день жизни все должны понять, что находятся под омофором Божией Матери. Мы под сводами восстановленного храма, значит, Царица Небесная сама ввела нас под свой омофор, не напрасны труды по восстановлению храма и всей обители, эти труды полезны для спасения наших душ.

Редкие святыни недавно обретены Богородичным Пантелеимоновым Щегловским мужским монастырем.

В прошлом году была вставлена в чудотворную икону святого Великомученика и Целителя Пантелеимона большая частица его святых мощей. Ранее она была дана в дар с Афона Патриарху Московскому и всея Руси Пимену, перед смертью он передал ее, как духовное завещание, своему первому помощнику и ученику, ныне архиепископу Тульскому и Белевскому Алексию. А владыка Алексий подарил частицу мощей св. Пантелеимона в Щегловский монастырь, священноархимандритом и настоятелем которого он является.

А это означает, что святой Целитель Пантелеимон в полноте своей пребывает в Богородичной Щегловской святой обители, и потому православным поклонникам не надо устремляться в далекие края, чтобы вымаливать помощь себе и своим близким в болезни, в трудные и тяжелые дни испытаний. Со дня памяти св. Целителя Пантелеимона - 9 августа 2006 года им можно просто прийти в Щегловский монастырь, которым знаменита тульская земля, и припасть к иконе святого Великомученика Пантелеимона. Помощь следует незамедлительно - по молитвам святого заступника.

В день Николы зимнего, 19 декабря 2006 года, неожиданно для прихожан появилась здесь еще одна чтимая всеми святыня - икона святителя Николая Мирликийского с частицей мощей. Массовым было паломничество в монастырь в этот день, усердной общая молитва перед этой иконой и участие в богослужении. На другое утро красный огненный столб встал над монастырем, как зримый огонь общей молитвы, угодной Богу.

У тульских верующих сейчас нет необходимости ехать в далекий город Бари, святой Николай Угодник в полноте своей пребывает в монастырском храме в честь св. Никандра Псковского пустынножителя. Только молись, проси святого заступничества, и все полезное для души будет явлено по воле Божией.

Не отказывает монастырь своим прихожанам и в организации паломничества по святым местам - и этим продолжает традицию жизни Василия Макарухина, святого Варсонофия, паломника по призванию. Епархиальный Паломнический центр расположен именно в Щегловском монастыре, его председателем является наместник монастыря, архимандрит Клавдиан. Центр организует паломничества не только в ближние и дальние святые места, но и в свой монастырь, здесь начало маршрута "Тула православная".

Наталия Мельникова.
Авторское прочтение истории монастыря




 Сведения о владельцах и авторских правах.
По вопросам, связанным с этим веб-узлом, обращайтесь по адресу [Почта проекта].

Hosted by uCoz