СТАРЕЦ ДОМЕТИАН В СХИМЕ СЕРАФИМ ЩЕГЛОВСКИЙ

 

21-го Апреля (+ 1908)

МИРУ НУЖНЫ образцы святости, герои на поле Невидимой Брани,
которые своим жизненным подвигом могли бы вдохновить людей надеждой,
любовию и радостью о Господе,
что подымает дух и вселяет веру истомившимся в тисках мира сего.

СОВРЕМЕННЫЙ ПАТЕРИК далеко не иссяк.
С каждым днём всё больше и больше поступает сведений о святых мужах и женах.
Мир не привык слышать доброе о венце творения Божия - человеке!
Злодеи заглушили гимны праведников как на Руси, так и в других странах.
Пора и нам увидеть святость. Пора ее воспеть. Пора ею святиться.

1.ГЕРОИ ДУХА


       СВ. РУСЬ являет современному миру целый ряд неведомых ему героев духа, освещавших наш грешный мир. И ныне, как лучи света, появляясь из глубины 70-летней мрачной безжалостной вакханалии произвола сатанократии, они освещают небосклон заката христианства. Как перед наступлением ночной тьмы на фоне заходящего солнца вечернее зарево играет восхитительным блеском, чтобы скорее потухнуть, так и образы святости, проницающие сквозь тьму из Святой потаённой Руси есть явление временное, быстро уходящее... И надо пользоваться возможностью оповещать Правду Божию перед всем миром.
       Многие современные глубокие мировые мыслители ничего доброго не предвидят для нашей грешной, когда-то христианской цивилизации, превратившейся в поголовное отступничество от Христа. Но справедливости ради Господь приоткрыл железную завесу, не столько ради материального благополучия России, сколько ради того, чтобы явить миру высоту святости человеческого духа, любящего своего Создателя даже и до смерти. Эти герои духа являются светом, благодаря которому можно разглядеть проблески праведности у людей находящихся по другую сторону порога Православной Церкви, т.е. праведников в мире инославном, но тянущихся к свету Христову, не ведая, что существует еще на земле Христово Тело, Его невеста, Его преданные последователи, таинственно Им собранные в Православие.
       В этом заключается миссия православных сегодня - являть миру истинные образы праведников, как бы дать надёжные примеры, модели, чтобы облегчить поиск ищущим Правду на земле, чтобы миновать всякой подделки. Такие вожди были явлены и в Америке 20-го века и даже начиная с того места, куда было впервые явлено Православие для Америки.

2. ПУСТЫННИК ГЕРАСИМ


       На Аляске многие годы спасался инок-пустынник, жил на Еловом Острове с 1936 года. О нем пророчествовал за сотню лет сам Преп. Герман Аляскинский, что такой монах, как и он, придёт и воскресит иноческую жизнь на месте его подвигов. О. Герасим появился в 1916 году и, хотя с большим трудом, но жизнь иноческая сейчас там жива, хотя и гонима, как и при самом Преп. Германе, но продолжается, явно с Божией помощью.
       Этот монах, о. Герасим, еще юношей был призван к иноческому подвигу великим, ныне забытым старцем Дометианом Щегловского монастыря, житие которого и по сей день не существует, хотя преподобным он в полной силе, безусловно, является.
       Вот в благодарность ему, что он наставил на иноческий путь молодого о. Герасима, возродившего иноческую жизнь на месте подвигов преп. Германа, наше Свято-Германовское Братство предлагает образ забытого праведника, которого безусловно пора воздвигнуть на свечницу православных героев духа.
       Вот краткие воспоминания нашего основателя и патрона "Русского Паломника", писанные 50 лет назад. О. Герасим тогда очень страдал за Россию.

3. У ЩЕГЛОВСКАГО СТАРЦА


       Когда мне исполнилось 15 лет, мы с матушкой приехали в город Тулу, куда меня хотели определить учиться. Остановились мы в доме матушкина брата, моего дяди Николая Ивановича Петрова, который тогда проживал недалеко от монастыря. Приехав в шумный город, летом очень пыльный, я сильно тосковал по своему тихому Алексину, окруженному со всех сторон лесами, и по красивой реке с золотистым песком, Оке.
       Был июль месяц, погода стояла жаркая душная и по улицам Тулы было пыльно ходить. Гуляя одиноко около дядина дома, я тосковал до слез по зеленому родному бору, куда так любил я уходить и где мне вспоминались все великие подвижники-иноки, спасавшиеся в дремучих лесах, на лоне природы. Тоска моя была так сильна, что ни парки, ни театры, куда водил нас дядя, не могли развлечь меня, рассеять мою печаль. В парке мне надоедали своей толкотней, в театре меня душили слезы и я ничего не видел, что игралось.
       Однажды пили мы чай у дяди в саду, и из его сада я увидел золотые кресты, горящие при закате солнца на темно-голубых куполах, выглядывающих из-за деревьев.
       " Тетя Катя, - спросил я, - что это за церковь вон там в лесу?"
       Тетя ответила: " Это - мужской Щегловский монастырь."
       Сердце мое забилось радостью, когда я услышал эти слова, что так близко святое место, куда с детства стремится моя душа.
       " Милая мама, - сказал я, - пойдем туда посмотрим, я еще не видел монастыря".
       На мои слова ответила тетя: "Хорошо, пойдемте завтра туда к ранней обедне, это недалеко и утром хорошо идти по травке, не пыльно. Да и там есть старец батюшка о. Дометиан. Хороший монах и прозорливец. А Миша тоскует очень, по всему видно, и ему хорошо побывать у старца и взять благословение".
       Матушка лучше понимала меня: она знала, куда рвется моя душа, она ничего не ответила на слова тети.
       На другой день ранним утром отправились мы в монастырь. Погода стояла чудная, солнце ярко светило из-за березовой рощи, окружающей монастырь. Идти было недалеко, и мы скоро увидали белую колокольню и образ Божией Матери в золоченой ризе над вратами святой Обители. Около монастыря была рассажена березовая роща, и кудрявые березки стояли, точно солдаты, ровно, красиво и все-то почти одного размера. У врат св. Обители сидел инок - старичок, и я сразу догадался, что это "привратник", так как много уже прочел книг о монастырях и жизни св. Отцев.
       В ограде монастыря тоже было множество деревьев, от которых было даже темно. Посредине стоял пятиглавый собор, трехпрестольный, в который нужно было подниматься по 16-ти ступеням. Собор был светлый, красивый, с золотыми иконостасами, иконы всюду были чудной живописи и множество из них под массивными серебряными ризами. В церкви было чисто, уютно.
       Шла ранняя Литургия, иноки пели на два клироса. Первая иноческая Литургия произвела на меня неизгладимое впечатление. Все было здесь иное, неземное, и я забыл даже, что я в Туле, а не у себя дома, где так все любил, о чем так тосковал еще час тому назад. Матушка тоже молилась со слезами, стоя на коленях. После Литургии мы отслужили молебен у ковчега с частицами св. мощей св. вел. Пантелеимона и других св. мучеников, а затем пошли осмотреть обитель и навестить старца о. Дометиана, к которому тогда приходило множество народа. Но, к моему глубокому прискорбию, старец не принимал никого по болезни. Я внимательно осмотрел всю св. Обитель, в которой тогда было иноков не более 45-ти или 50-ти, Братия была кроткая, ласковая, щеголявших в шелку я не видал, на всех было простое монашеское одеяние. Все в той обители было просто, начиная с храмов и кончая корпусами. В углу монастыря с правой стороны стоял игуменский дом и тоже простой с небольшими комнатами, с домовой церковкой во имя Успения Божией Матери. Братская трапезная тоже была простая комната с каменными патами. Мне не хотелось покидать Обители и возвращаться в шумный и пыльный город. Да и было мне грустно, что не видал старца-подвижника, которому я бы хотел открыть всю свою душу и испросить благословение навсегда покинуть мир и водвориться в пустыню. В обители я за короткое время отдохнул душой: ведь здесь все иное, все святое, все напоминает о Боге. Но нужно было повиноваться воле родительской и возвратиться в город.
       Однако через 2 года в Успенский пост меня привел Бог побывать снова в той же Обители и тогда увидеть старца. Отправились мы туда на говение, и радости моей не было конца. Погода стояла теплая, сухая, чудная. В обители было множество народа, ожидающего старца, его благословения, его совета. Вижу в толпе разных людей: и крестьян, и мещан, и купцов, и дворян. Показался старец, и снова окружили его волны народа.
       "Боже мой, - подумал я, - как только может все это вынести такой старый человек". До корпуса старец шел более часа. Но и на крыльце его ожидали люди. Это те, кому старец сказал, чтобы они зашли к нему в келью для беседы. В 4 часа вечерня, и толпы народа уже стоят у крыльца старца. После вечерни то же самое.
       Кто же эти люди и что им нужно от старца? Это все скорбящие, все измученные жизнью тяжелой, это они принесли свои горести к тому, кто их понимает, кто обладает чудным даром снимать с груди всю тяжесть, всю душевную муку.
       В последний раз я видел старца в январе 1906 года, когда ездил к нему за благословением поступить в монастырь, Грустное то было время, в воздухе пахло революцией, все волновалось. Зима стояла холодная снежная, в монастырь было трудно пробираться по сугробам снега. В обители было тихо, пустынно. После вечерни я посетил старца и попросил у него благословение на поступление в монастырь. Старец принял меня ласково, расспросил: откуда и кто. Выслушав меня, он ответил: "Господь Сам укажет тебе путь".
       Мне тогда хотелось остаться в Щеглове, я уже просил у отца архимандрита, но старец мне снова сказал: "Иной твой путь. Сам Господь его тебе укажет".
       В том же году, 17 июля 1906 года я поступил в Тихонову пустынь Калужской губернии. В 1909 году мне писали из Тулы: " Скончался на Светлой Неделе о. Дометиан, в схиме Серафим. На его похороны собрались тысячи людей, так что монастырская ограда не могла всех вместить. Воистину он был раб Божий и святой Старец!"

Старец Дометиан незадолго до своей кончины

4. КРАТКОЕ ЖИТИЕ


       Даниил Гуторов был крестьянином Курской губернии. С молодых лет - послушник Глинской пустыни, в 1865 году пострижен в монашество с именем Дометиан.
       В 1870-х годах открылся в Тульской губернии Щегловский монастырь, и туда было послано несколько монахов из Глинской пустыни, чтобы они укоренили в новой обители духовные заветы Паисия Величковского - основоположника и возродителя старчества! Укоренитель этих заветов в Глинске был старец Филарет, ученики которого, видно, хорошо воспитали отца Дометиана, что решили его послать в Щегловск с такой большой духовной ответственностью. Во главе этой миссии стал о. Моисей.
       О.Дометиан 1874 г., уже посвящённый в сан иеромонаха, был послан в лице других монашествующих в Щегловский монастырь, и с 1881 до своей кончины 21 апреля 1908 года он неотлучно пребывал в Щегловском монастыре, проходя там послушание духовника братии.
       Коротка история Щегловского монастыря, немногочисленна была его братия, но и в такой сравнительно короткий срок своего существования обитель успела выдвинуть из своего числа лиц высокого иноческого подвига и святой жизни
       "Старец Дометнан, духовник монастырской братии, стал хорошо известен в Тульском крае и за его пределами своей подвижнической жизнью, мудростью и прозорливостью. В помещении, прилегавшем к его тесной и скромной келье, и в самой келье всегда находилось множество лиц, которые шли к нему со своими скорбями, заботами, бедами. Многие искали у о.Дометиана утешения, совета ,молитвы. И всегда всех принимал старец. Каждый уходил от него утешенный, ободренный…
       Еще при жизни о.Дометиана Господь указывал в нем свой избранный сосуд, через который изливал чудодейственную помощь приходившим к нему. Часто - или крестик, или образок, или поясок, данные о. Дометианом с молитвою и благословением, давали облегчение от скорби или исцеление от болезни",- писал в некрологе один из современников старца.
       Близость к Оптиной Пустыни и Глинской роднили эти обители своей преданностью старческому учению по Добротолюбию.
       За 13 дней до кончины о. Дометиан был пострижен в схиму с именем Серафим. "Так от лет юности и до глубокой старости молитвами, смирением и строгими подвигами монашескими сохранил он светильник души своей горячим ярким светом любви к Богу и к ближнему", - говорилось в некрологе на смерть схимонаха Серафима.
       Жития его было 78 лет, проживши в монастыре 46 лет. По смерти отпечатан был его фотографический портрет для его почитателей, что доказывает еще раз популярность духоносного Старца.

5. ВОСПОМИНАНИЕ АРХИЕРЕЯ


       Не забыл в своих воспоминаниях знаменитого старца и митрополит Евлогий. "Помню ласкового старца Дометиана, монастырского духовника. Увидать меня - и радушно: "Чайку! чайку! Идите ко мне..." Беседы с ним были назидательны, хотя он никогда прямо не назидал, а либо совет какой даст, либо что из монашеского быта расскажет. Давал он мне и книжки читать, приоткрывал тайну монашеской жизни и учил молиться".
       Митрополит Евлогий, принявший постриг в Щегловской обители, так вспоминает об этом:
       "Щегловский монастырь был небольшой, но довольно благоустроенный. Скромность, бедность, простота, какая-то непритязательность, добрые, ласковые монахи… вот отличительныя его черты... В коридорах пахнет щами, капустой... Поскрипывают лестницы, некрашенные, давно не ремонтированные половицы...
       Заутреня в 3-4 часа утра. По коридору - звонок... Звонит он пронзительно. Учиненный брат (послушник) стучит в дверь. Проснешься - тьма и холод. За дверью возглас: "Пенью время, молитве час. Господи Иисусе, помилуй нас!" Крикнешь: "Аминь", но будильщик не уходит. Надо вскочить и свою свечу зажечь от его свечки, а если потом ее задуть, то будет большая неприятность с благочинным... В храме тихо, темно. Кое-где мерцают лампады, свечи. Монахов немного. Читают кафизмы. Монотонное чтение сливается в сплошное та - та - та... та - та - та.. В ушах у меня шорохи... Я дремлю. Подходит монашек - и сострадательно: "Вам непривычно, - посидите, посидите, вот табуреточка.."
       За полуношницей следует утреня, часы и ранняя обедня. Ночная служба кончается лишь к рассвету. Теперь можно и чаю выпить. Меня подзывает монах-старец: - "Трапеза у нас сегодня скудная... Будний день, без рыбы... Заходи, заходи ко мне, закуси... (По монашескому уставу в большие праздники полагается две рыбы, в малые - одна рыба, в будни - без рыбы). Он угощает меня чаем, булкой и достает из шкапика, вделанного в стене, селедочку с лучком..."
       "Монахи Щегловского монастыря научили меня многому. Мечтать о монашестве - это одно, реальность другое. Монахи показали мне внутреннюю, скрытую красоту духовных состояний, которая раскрывается лишь на путях духовных".



РУССКИЙ ПАЛОМНИК N18-1998




 Сведения о владельцах и авторских правах.
По вопросам, связанным с этим веб-узлом, обращайтесь по адресу [Почта проекта].

Hosted by uCoz